Государство расширило права риэлтеров
Объявленная цифровизация экономики докатилась и до тех сфер бизнеса, где основной документооборот традиционно ведется на бумаге.
Авторизованный посредник, лицензия на удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе – новые понятия для рынка риэлтерских услуг, с которыми еще предстоит разобраться . Что от этого потребителю? Попробуем разобраться.
Изменений в Законе Республики Беларусь от 22 июля 2002 года "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" ждали давно. Но только в июле 2018 года нововведения были приняты окончательно и вступили в силу. С этого момента риэлтерская организация может стать авторизованным посредником между потребителем и организацией по государственной регистрации недвижимости. Среди агентств недвижимости уже есть несколько наиболее передовых, кто оценил перспективу полученных ими возможностей. Но пока их единицы, и все они находятся в Минске. А те из компаний, кто пройдет специальную проверку и получит необходимую лицензию, смогут выдавать документы, подтверждающие регистрацию сделки и переход права собственности наравне с региональными агентствами по государственной регистрации и земельному кадастру.
Что получит потребитель
Напомним, финальный этап любой сделки купли-продажи проходит всегда в одном и том же порядке: после подписания бумаг у нотариуса покупатель с полным пакетом документов едет в организацию по государственной регистрации недвижимости, в простонародье — БРТИ. Там, отстояв очередь, он попадает к регистратору, оставляет у него бумаги, платит пошлину и едет домой. За ключевым документом — «Свидетельством о государственной регистрации» — ему придется приехать повторно. Сколько на это может понадобиться времени? Как говорится, как повезет. Сегодня у покупателей жилой недвижимости появилась альтернатива.
Вариант первый. Если обратиться за услугами в агентство недвижимости, которое уже стало авторизованным посредником, то после подписания бумаг у нотариуса покупателю не придется никуда ехать. Риэлтеры отсканируют документы и передадут их регистратору недвижимости посредством специального программного комплекса, который обеспечивит должный уровень конфиденциальности . Покупателю останется только забрать «Свидетельство о государственной регистрации» в БРТИ.
Вариант второй. Если обратиться в агентство недвижимости, которое не только стало авторизованным посредником, но и получило лицензию на удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, то и заключительный этап — получение официального документа, подтверждающего право собственности на приобретенное жилье, — пройдет в агентстве. Плюсы очевидны. Никаких дополнительных временных затрат на дорогу и очередей, никакого длительного ожидания главного документа.
Что изменится для риэлтеров.
Новые инструменты – новые требования, и даже вызов. Да, государство предоставило возможность риэлтерам удостоверять бумажную форму документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки купли-продажи недвижимости и права собственности. Но получит ее не каждое агентство недвижимости. Лицензию выдает ОАЦ (Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь) и только тем компаниям, кто проходит многоступенчатую проверку и выполняет соответствующие требования. Уполномоченная комиссия проверяет систему безопасности, правильность осуществления действий в области криптографии, а также действий по оформлению документов и уровень квалификации сотрудников. Пройти проверку и получить лицензию на сегодняшний день смогла только одна компания.
Источник: