Выгодная головная боль. Зачем русскому Китай?
Крупная российская издательская группа – «ОЛМА» – открыла полиграфическое производство в одном из китайских городов. В компании подсчитали, что печатать книги там на треть дешевле, чем у нас, даже с учетом транспортных расходов.
Борис ПАСТЕРНАК, генеральный директор издательства «Время» — специально для «И»
«ОЛМА Медиа Групп» уже давно работает на рынке, имеет большой опыт и эффективно распоряжается своими финансовыми ресурсами. Нет причин полагать, что она не просчитала все варианты возможных последствий своего шага. Думаю, они приняли глубоко продуманное стратегическое решение.
Я знаю, что несколько крупных российских издателей, например, издательство «Лабиринт», которые давно сотрудничают с Китаем и Тайванем. Они печатают в этих странах многокрасочную книжную продукцию. Скажем, ту же усложненную детскую литературу. В Китае это обходится дешевле из-за невысокой стоимости рабочей силы и имеющихся отработанных технологий. Даже транспортировка продукции в Россию по морю не снижает относительно высокой рентабельности производства.
Не все, конечно, наши издательства стремятся в Китай, но только в силу усложненных процедур транспортировки и растаможивания товара. Если же у издательства есть отлаженная логистика, желание и, главное, оно не боится «головной боли» в виде транспортировки, то Китай оказывается для нее той зоной, где можно производить продукцию дешевле и, соответственно, с более высокой рентабельностью, чем у нас в стране. Намерение «ОЛМА Медиа Групп» перенести полиграфическое производство в Китай лишь подтверждает тот факт, что сегодня Россия вписывается в глобальное перераспределение рынков труда.