Антикризисное меню: почему из российских магазинов исчезает гречка

Эксперты разбирались, с чем связан такой резкий рост спроса на эту крупу

Тотальное исчезновение из
торговых сетей гречневой крупы принимает сегодня характер стихийного бедствия,
в отличие от так толком и не добравшейся до России эпидемии коронавируса. Перед
тем как исчезнуть с прилавков, греча продемонстрировала феноменальный рост
продаж, заставив удивиться даже видавших виды экспертов.

Согласно результатам
исследования, проведенного аналитической компанией «Nielsen Россия», продажи
гречневой крупы до ее фактического исчезновения взлетели почти в два раза.
Лидером по росту продаж гречки – 98% – стали розничные сети в Северо-Западном
федеральном округе (СЗФО). Второе место по росту спроса крупу занял Центральный
федеральный округ – 82%.

«В период
наиболее активной подготовки населения к карантину продажи гречки выросли на 98%», – отметили в «Nielsen Россия».

Недалеко от гречи ушли и
продажи других «кризисных» продуктов: объемы реализации риса выросли на 90%,
влажных салфеток – на 83%, мясных консервов – на 64% и макаронных изделий – на
59%.

Совокупный рост объема
продаж товаров повседневного спроса в крупнейших розничных сетях во всех
регионах России за неделю в офлайн-ретейле оказался самым высоким с начала 2020
г. (+13,8% к аналогичному периоду 2019 г.) при среднем недельном росте в
8,3%.

Но почему, как только на
горизонте начинают маячить какие-то значительные экономические и
социально-политические передряги, россияне бросаются скупать именно гречневую
крупу, чего не наблюдается ни в одной стране мира?

«Во-первых,
гречка – самая популярная крупа в России, и самая любимая, – пояснил изданию «Утру» исполнительный
директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. – Во-вторых, это диетический продукт
по низкой цене. В-третьих, гречка мало где производится (Россия, Украина и
Китай являются главными производителями). Кроме того, рост цен обычно
начинается с тройки главных товаров: мука, сахар, гречка. Поэтому именно эту
крупу активно покупают наши граждане в периоды кризисов и девальвации рубля. И
недавний ажиотаж можно назвать оправданным: цены на гречку, рис, муку и сахар
уже начали расти в ряде регионов нашей страны».

Рост цен обычно начинается с тройки главных товаров: мука, сахар, гречка.

Это не
единственные причины высокой популярности гречки в тяжелые экономические
периоды. Помимо прочего, этому способствуют и причины чисто исторического и
социально-психологического характера.

«Кроме того, в
нашем народе (особенно у представителей старшего поколения) очень сильны
воспоминания о тотальном дефиците времен «перестройки» в конце 80-х и о
тяжелых кризисных 90-х годах, – говорит Дмитрий Гелемурзин. – Больше десяти
лет наше население жило в состоянии перманентного дефицита и постоянного роста
цен, когда сегодня килограмм гречки стоит 10 рублей, а завтра уже 15,
послезавтра – 20. Поэтому люди и запасаются – это реакция на новости о росте
курса доллара и неопределенность в отношении эпидемии коронавируса. Это
защитная реакция».

Примечательно,
что массированная скупка гречневой крупы является одной из основных реакций
россиян (и бывших граждан СССР), давно живущих в других, вполне благополучных, странах.

Так, с началом эпидемии коронавируса в Австралии, русская диаспора
первым делом бросилась в магазины скупать все ту же гречку.

Правда, в отличие от России, им не удалось смести всю крупу до пустых прилавков. Объясняется это
тем, что, кроме русских (и бывших советских), в Австралии никто не представляет,
что это за продукт и что с ним нужно делать. Имеющаяся в торговой сети
гречневая крупа производится фермерами исключительно для нужд русской диаспоры и, судя по тому, что последней так и не удалось оголить полки в супермаркетах, –
в избыточном количестве. То же самое относится и к неведомым австралийцам
баранкам и подсолнечным семечкам.

Фоторепортаж
Сезон шашлыков отменяется: цены на продукты бьют по карману

Юрий ЛЕВЫКИН

Источник: utro.ru

Добавить комментарий